Ш. Амонашвили
Монолог
Ты – маленький ребёнок,
Я – большой.
Вот моя, представьте, педагогика:
Тебе – со мной, а мне с тобою хорошо –
У педагогики моей простая логика.
Мы дети все своей родной земли.
Как короток наш век перед седою вечностью!
Я, маленький, тебе здесь, в школе, в эти дни посредник
Меж тобой и человечеством.
Не потому, что я и выше, и сильней, ты мне, шалун,
Обязан подчиняться.
Обязанности нет, пока в душе твоей
Я не сумею прочно поселиться.
Как этого достичь – большой вопрос.
Главнейший для родной нашей Отчизне.
Чтобы ты, ребёнок, человеком рос
С большой душой, без лжи и укоризны.
О бедном учителе... замолвите слово.
В России первое упоминание о школе было в Русских летописях 988 года «В Повести временных лет». В древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. На протяжении веков функция учителя не менялась. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать.
Школа нынче, как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения. Будни захлёстывают учителя: электронный журнал, рейтинги, дополнительные занятия, факультативы, подготовка к ЕГЭ, ОГЕ и так далее.
Конечно, школьный учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, да и ошибки бывают разные. Например, неточность в объяснении – плохо. Что-то пообещал и не выполнил – ещё хуже. Пригласил родителей в школу, а сам ушёл, - совсем плохо. Правда, большинство ошибок связано с несдержанностью, раздражением. Но ведь учитель – тоже человек. И перегружен он как никто другой. Где же ему взять силы? Только в самом себе, только в сознании величия своего труда. И, конечно, в поддержке родителей, в их уважении.
Многие даже представить себе не могут, как это тяжело – провести 45 минут урока! Звонок. «Отдых» на перемене вместе с детьми и подготовка к другому уроку. Звонок – и опять то же волнение, дети, другие темы, другие наглядные пособия, другие методы и способы преподавания, другие... И он, учитель, должен отвечать перед детьми, отвечать за детей. Истинный профессионал не должен нарушать духовную связь между учеником и учителем. Только того можно назвать совершенным учителем – если учитель соединяет любовь к делу и любовь к ученикам, воедино скрепляя надёжной связью сегодняшний день с будущим и тем самым гарантирует за ними их завтра, формируя Человека, Гражданина своей страны. Труд учителя ни с чем не сравним. Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и для него это – не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье жизни.
А критиковать учителя... так легко... что не следует увлекаться этим занятием.
Пусть всем нашим детям и внукам достанутся лучшие педагоги: бескорыстные, верящие в добро, со строгими нравственными правилами, отзывчивые, чуткие, преданные любви к своей профессии и детям.
Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и уходит из неё – учителем, прибавляя слово пенсионер.
Председатель совета ветеранов Жукова Л.И.
Эмоциональное выгорание
Любой педагог на протяжении своей жизни контактирует с множеством детей, и, поэтому в профессии педагога очень важно иметь определенные навыки, которые позволяют в течение долгого времени оставаться настоящим профессионалом своего дела.
Однако профессия педагога не может существовать без разных стрессовых ситуаций, которые вызывают сильное напряжение у человека и эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание учителя – это состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате длительного стресса на работе. Обычно, когда возникает сложная нестандартная ситуация, человек мобилизует свои силы, чтобы справиться с задачей. После этого ему необходимо время на восполнение своих ресурсов. Однако если стрессовые ситуации возникают очень часто, то времени на восстановление не хватает. Человек бессознательно начинает экономить ресурсы и становится менее мотивированным и вовлеченным. Таким образом, человек старается защитить себя, и это отражается на уровне вовлеченности и качестве работы.
Для того, чтобы передавать опыт и знания, обучать детей новым умениям и навыкам, педагогу важно не просто быть настоящим профессионалом своего дела и иметь богатый внутренний мир, но также и уметь справляться со стрессовыми ситуациями во избежание эмоционального выгорания.
Важно помнить, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.
Поэтому крайне важно знать принципы профилактики выгорания и регулировать свое эмоциональное состояние.
Во-первых, нужно четко сформулировать целеполагание для себя. Важно разделить свои цели на краткосрочные и долгосрочные. Подобная система позволяет, при помощи небольших целей и задач двигаться к более серьезным (т.е. долгосрочным) целям, при этом, достижение краткосрочных целей повышает настроение, уверенность в себе и своих силах и своих учениках, а также приносит важное для учителя состояние успеха.
Во-вторых, важно грамотно определить для себя время отдыха. Многие учителя сильно устают на работе, при этом, работают допоздна, и берут часть работы к себе домой. При сохранении подобной динамики, педагог устает от работы, и зачастую, по данной причине также проявляются первые признаки эмоционального выгорания. Для того, чтобы избежать этого, нужно регулировать свой отдых. Это можно сделать множеством способов – полностью отдать себя своему хобби (пусть даже на несколько часов в неделю), обустроить свое место для отдыха (даже небольшая деталь, маленькое изменение могут сильно повлиять на эмоционально состояние человека), отправится в отпуск (благо, у учителей достаточно большой календарный отпуск), сменить обстановку и пр.
В-третьих, крайне важен процесс коммуникации с коллегами, обмен профессиональной информацией, то есть, более широкое познание мира в контексте развития своих профессиональных знаний, умений и навыков. Подобное развитие может принести участие в конференции (особенно в межрегиональных или международных), курсы повышения квалификации и пр.
В-четвертых, необходимо поддерживать хорошую физическую форму. Крылатое латинское утверждение о том, что «В здоровом теле – здоровый дух» не лишены смысла, поскольку между разумом человека и его телом имеется тесная связь, и плохая физическая форма может плохо сказаться и на эмоциональном состоянии педагога.
В-пятых, необходимо отметить эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным), а также возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Таким образом, данная профилактика поможет предотвратить эмоциональное выгорания педагога, достичь высоких целей и решить трудные и важные задачи, связанные с профессией, а также полностью реализовать себя в рамках педагогической деятельности.
Психолог школы Стоянова А.А.